Шедевр на задворках. О доме за Харьковским планетарием



Есть за Харьковским планетарием небольшой двухэтажный дом почти столетнего возраста, о существовании которого многие харьковчане даже не догадываются.

Между тем, здание является настоящим шедевром уникального архитектурного стиля — украинского модерна.

Оптимистичный дом

Это дом №13 по переулку Кравцова, бывшему Мордвиновскому, образовавшемуся еще в XVIII веке на месте земляного укрепления, насыпанного по приказу Петра І, который посетил Харьков перед Полтавской битвой. По количеству известных личностей, проживавших здесь в разные времена, этот переулок не уступает и более известным улицам Харькова. Так, в соседнем доме №11 в 1870–1880-х годах жил горный инженер П. Н. Горлов, организатор шахтного дела на Донбассе. Его именем назван город Горловка в Донецкой области. А в 1900-1920-х годах здесь жил врач и просветитель П. И. Кравцов, в честь которого впоследствии был переименован этот переулок. В начале ХХ века по переулку Мордвиновскому, 13 располагалась собственная электромеханическая мастерская харьковского авиатора Степана Васильевича Гризодубова. А в соседнем дворе прошло детство известной артистки Людмилы Гурченко...

— Заглянув на задворки планетария (как известно, бывшей синагоги), можно увидеть небольшое 2-этажное здание, которое привлекает внимание простыми и одновременно изысканными формами, — рассказывает Денис Витченко, начальник группы архитекторов проектно-реставрационного отдела института «Укргорстройпроект». — Дом очень рациональный, органичный и, я бы сказал, оптимистичный. Его пластичные, как в украинских хатах, крыши напоминают о народных традициях строительства жилья. Наряду с прямоугольными проемами автор использовал трапециевидные, тем самым подчеркнув важные с архитектурной точки зрения окна верхнего этажа и витраж над входной дверью. Привлекает внимание и кирпичная кладка: архитектор сумел сделать конструктивные элементы дома одновременно и декоративными. Даже непрофессионал заметит динамичный изгиб эркера, стальные профили-«пальцы», поддерживающие кладку карниза под крышей.

— Кто является автором этого здания?

— Дом был построен в 1915 году по проекту гражданского инженера Сергея Прокофьевича Тимошенко для семьи Томицких (о которых, к сожалению, не удалось разыскать никаких сведений). Мне неоднократно приходилось слышать мнение и о том, что собственником этого особняка был раввин. Вроде бы, логично — ведь рядом в том же 1915 году была построена синагога. Но если так, то этот раввин, наверное, был большим оригиналом, заказывая дом в стиле украинского модерна — с трапециевидными окнами и входными дверями (они сохранились до наших дней), украшенными украинским резным орнаментом. Этот стиль был частью национально-культурного движения начала ХХ века, и работы, выполненные в нем, неразрывно связаны с идейными убеждениями архитектора.


Ноябрь 2012 г. Автор: Кажанов В.В.

Сергей Тимошенко был одним из самых энергичных последователей и соратников Василия Кричевского (кстати, воспитанника харьковских архитектурных мастерских С. И. Загоскина и А. Н. Бекетова), который ввел в архитектуру своего времени формы традиционного украинского зодчества, доказав, что украинское искусство может быть актуальным и современным. Эти взгляды были близки и Сергею Тимошенко, который, будучи еще студентом Петербургского института гражданских инженеров, организовал подпольный кружок по изучению украинской архитектуры, а впоследствии стал одним из руководителей Украинского художествен­но-архитектурного отделения Харьковского ли­те­ра­тур­но-художест­венного кружка.

После революции политические убеждения унесли С. Тимошенко далеко от Харькова. Киев, Львов, Подебрады, Луцк, Перемышль, Загреб, Грац, Бельск, Прага, Карлсбад, Гейдельберг и, наконец, Пало-Альто в Калифорнии, где он умер в 1950 году. А его дома — сдержанные и изысканные одновременно — до сих пор, несмотря на их запущенность, остаются украшением Харькова.

Исчезнувший архив

 Какие еще постройки авторства Сергея Тимошенко есть в Харькове?

— Дома в стиле украинского модерна есть на ул. Володарского, 2 (бывший доходный дом, 1910-е гг.); на ул. Ивановской, 22 (бывший доходный дом, 1915 г.); ул. Мироносицкая, 1 (1916 г., реконструирован в 1925 г. инженером П. В. Кушнаревым, ныне учебный корпус ХНУ им. В. Н. Каразина,); на ул. Мироносицкой, 44 (1913 г., соавторы П. И. Ширшов и П. В. Соколов, в доме сохранились фрагменты декоративной росписи стен лестничной клетки, выполненные известным художником Н. С. Самокишем); на ул. Полтавский шлях, 46 (бывший доходный дом, 1912 г.); на ул. Плехановской, 29 (бывший доходный дом, 1914 г.), на ул. Чугуевской, 35а (бывшее Павловское училище, соавтор В. Д. Кацика, 1916 г., ныне спортшкола №9).

Есть и дома, построенные в других стилях — неоклассицизма, конструктивного модерна: на ул. Богдана Хмельницкого, 17 (бывший доходный дом, 1913 г., ныне здание налоговой инспекции Червонозаводского района); на ул. Полтавский шлях, 51 (бывший доходный дом, 1913 г.); на пл. Фейербаха, 7 (бывшее управление Северо-Донецкой железной дороги, ныне 2-й учебный корпус УкрГАЖТ, соавторы П. И. Ширшов и П. В. Соколов).

Практически все эти здания внесены в реестр памятников архитектуры местного значения. Дом №13 по переулку Кравцова тоже является памятником архитектуры (охранный №585), но о нем мало кто знает. К сожалению, время разрушает даже камень, а люди в своей деятельности руководствуются отнюдь не стремлением поддержать эстетику старины. В сентябре прошлого года в доме случился пожар, который уничтожил крышу над его одноэтажной частью. Но сам дом еще стоит в своем почти первозданном виде. Так что спешите посмотреть, пока он среди живых...

— Я читала, что после вступления в Харьков большевиков в 1919 году чекисты реквизировали имущество Сергея Тимошенко, который в тот момент находился в Киеве. Удалось ли что-то отыскать из его архива? Вероятно, в нем могли быть и чертежи еще не построенных зданий?

— Сергею Тимошенко частично удалось вывезти свой архив, но он был рассеян в дальнейших скитаниях по странам Европы. А основная часть документов попала в руки харьковских чекистов. Кроме собственных проектов зданий, там, возможно, были фотографии и обмеры образцов народной архитектуры, конкурсные работы членов Украинского художественно-ар­хитектурного отделения Харьковского ли­тературно-художест­венного кружка. Даже ходатайства профессора Харьковского университета Н. Ф. Сумцова не помогли сделать эти материалы достоянием общественности. К сожалению, мне не известна дальнейшая судьба архива.

Экскурсия в стиле украинского модерна

 Денис Николаевич, ваши работы, посвященные отдельным домам, неоднократно участвовали в конкурсе «Харьковские дворики», организованном краеведом Михаилом Красиковым. Кроме того, в подарок наиболее активным участникам этого проекта вы разработали и провели целую экскурсию по архитектурным достопримечательностям Харькова, построенным в стиле украинского модерна. Как появилась ее идея?

— Так совпало, что сразу несколько участников «Харьковских двориков» выбрали для своих исследований дома, построенные в стиле украинского модерна. Но при этом, отдавая дань эстетике архитектурного стиля зданий, мало кто знал историю его возникновения.

Стиль украинского архитектурного модерна был неотъемлемой частью движения украинского национально-культурного возрождения начала ХХ века. В XIX веке бурное развитие технического прогресса по всей Европе приводило к исчезновению традиционных художественных промыслов и ремесел, народной архитектуры. Для народов, которые, не имея национальных государств, входили в состав империй, это угрожало утратой культурной идентичности. И именно благодаря труду национальных архитекторов была произведена переработка народного творчества в монументальное искусство. Подобно знаменам, поднимались здания архитекторов Шотландии, Каталонии, Финляндии, Эстонии, Польши, Чехии, которые несли на своих фасадах лучшие достижения художественного творчества своих народов. При этом авторы применяли новейшие тенденции в архитектуре и строительстве, благодаря чему их творения выглядели не архаичными, а современными.

В Харькове творческим вдохновителем украинского модерна был известный художник Сергей Иванович Васильковский — организатор и руководитель архитектурно-художественного отделения Харьковского литературно-художест­вен­ного кружка (1912—1917 гг.). Члены кружка, среди которых был и С. Тимошенко, считали своей задачей распространение украинского искусства вообще, а также сохранение старинных памятников Украины и возрождение украинского зодчества. Заложенные этим кружком основы дальнейшего развития архитектуры Украины проявились в постройках харьковских архитекторов 1920—1930-х годов, повлияв на формирование харьковской архитектурной школы ХХ века.

Основой для моей экскурсии послужила монография киевского архитектора Виктора Васильевича Чепелика «Украинский архитектурный модерн», собственные натурные исследования, старые фотографии зданий. Маршрут рассчитан на три часа неспешной пешей прогулки историческим центром города. К сожалению, отдаленность некоторых объектов этого стиля (например, зданий бывшей Селекционной станции на пр. Московском, 144, коттеджей бывших рабочих поселков) не позволила включить их в маршрут экскурсии.

Источник: timeua.info/270612/61215.html
Автор: Татьяна Буряковская